«Мягкая сила» дипломатии
Акмарал Арыстанбекова ,Посол по особым поручениям МИД РК, первый постоянный представитель РК при ООН
Для казахстанской дипломатии 2017 год – юбилейный. 25 лет назад (2 июля 1992 года) была создана дипломатическая служба суверенной республики, и столько же лет прошло с момента вступления Казахстана в Организацию Объединенных Наций. О том, как развивалась отечественная внешнеполитическая служба, как менялась роль нашей страны в мире, мы попросили рассказать посла по особым поручениям МИД РК, первого постоянного представителя РК при ООН Акмарал Арыстанбекову.

– Акмарал Хайдаровна, в нынешнем году исполняется 25 лет дипломатической службе Казахстана. Какой путь она прошла за эти годы? В чем, по Вашему мнению, ее особенность и сила?

– Внешнеполитическая стратегия независимого Казахстана неразрывно связана с именем Первого Президента Нурсултана Назарбаева, который, согласно Конституции, представляет страну в международных отношениях. Особенность и сила внешнеполитического курса нашей республики, на мой взгляд, заключаются в его последовательности, предсказуемости и многовекторном характере.

Хотела бы подчеркнуть, что в условиях глобализации, усиливающей взаимозависимость и взаимовлияние между государствами и обуславливающей многополярное развитие мира, принцип многовекторности определяется самой природой международных отношений на современном этапе. Это, по моему мнению, бесспорный фактор для многонационального и поликонфессионального Казахстана как евразийского государства, занимающего уникальное геополитическое положение.

Дипломатическая служба независимого Казахстана опирается на опыт предыдущих поколений казахстанских дипломатов. Как известно, министерства иностранных дел союзных респуб­лик, в том числе и Казахстана, были образованы в 1944 году в целях создания юридической базы для включения их в учреж­даемую в то время международную организацию – будущую ООН. В 1989–1991 годах, когда союзные республики обрели независимость, их суверенитет начал наполняться практическим содержанием. Именно в то время МИД Казахской ССР, которое мне было поручено возглавлять, принимало участие в развитии и укреплении двусторонних связей с зарубежными странами, разработке самых первых межгосударственных договоров о сотрудничестве, внешнеэкономической деятельности республики. В декабре 1991 года перед отъездом в Нью-Йорк я передала Премьер-министру список с именами казахстанцев, работавших в советских диппредставительствах, многие из которых впоследствии были приглашены на дипломатическую работу в страну.

За прошедшие четверть века благодаря заботе и поддержке Первого Президента Казахстана дипломатическая служба нашей страны превратилась в профессиональный и эффективный инструмент реализации внешней политики. Она успешно решала и решает поставленные перед ней задачи по защите интересов государства на международной арене, укреплению его безопасности и созданию благоприятных внешних условий для прогрессивного экономического и демократического развития и достижения высокого уровня жизни населения.

– В 1991–1992 годах Вы непосредственно в Нью-Йорке работали над вступлением нашей страны в ООН. Как менялась роль нашей республики в этой организации за четверть века?

– В соответствии с внешнеполитической стратегией независимого Казахстана первоочередной стала задача скорейшей инте­грации нашей страны в мировое сообщество, ее полноценное вхож­дение в мировое политическое и экономическое пространство.

После вступления Казахстана в ООН 2 марта 1992 года перед страной встали две конкретные задачи. Во-первых, налаживание сотрудничества с различными фондами и программами Организации для оказания с их стороны содействия нашей республике в решении неотложных экономических, социальных и экологических проблем. Во-вторых, как новое государство – член ООН Казахстан должен был принимать участие и вносить вклад в решение актуальных международных проблем повестки дня, а это в среднем 160–180 вопросов, рассматриваемых Генеральной Ассамблеей ежегодно.

Поэтому мне пришлось на основе принципиальной линии внешнеполитического курса Казахстана впервые разрабатывать позицию нашего государства по многим вопросам повестки дня ГА ООН. Принимая активное участие в этой работе, Казахстан получил право и реальную возможность полноценно участвовать во всех международных делах, стремясь при этом обеспечить защиту национальных интересов для создания благоприятных условий для развития страны.

За 25 лет со дня вступления в Организацию Объединенных Наций Казахстан благодаря взвешенному и последовательному внешнеполитическому курсу Президента Нурсултана Назарбаева­ прошел огромный путь от новичка в международных отношениях до активного и авторитетного члена уникальной глобальной организации. Здесь достаточно упомянуть только два события, которые лучше всего иллюстрируют этот путь. Так, 3 января 1992 года в ООН было опубликовано подписанное Президентом заявление нового независимого государства о приеме в члены ООН, а 1 января 2017 года в Совете Безо­пасности распространено Обращение Нурсултана Назарбаева­ по поводу начала полномочий Республики Казахстан в Совбезе в качестве его непостоянного члена на период 2017–2018 годов.

Хотела бы особо остановиться на историческом вкладе Казахстана в ядерное разоружение и укрепление режима нераспространения ядерного оружия. Во время подготовки вступления нашей страны в ООН мне приходилось отвечать на вопросы относительно унаследованного ядерного потенциала страны пос­ле распада СССР, основываясь на положениях Конституционного закона «О государственной независимости Республики Казахстан», заявлениях Президента и решениях Алма-Атинской встречи глав суверенных государств 21 декабря 1991 года.

Еще в своем первом выступлении в ООН в качестве министра иностранных дел Казахской ССР 23 октября 1990 года по вопросу о запрещении ядерных испытаний в мире я ознакомила государства – члены ООН с позицией страны о незамедлительном прекращении ядерных испытаний и закрытии испытательных полигонов, с конкретными шагами, предпринимаемыми Президентом ­Нурсултаном ­Назарбаевым, Верховным Советом и Правительством республики в то время.

Историческое решение руководства Казахстана в отношении неядерного статуса независимого государства было по достоинству оценено в ООН. В наших выступлениях в Организации постоянно подчеркивалась твердая приверженность страны процессу разоружения и принципу нераспространения ядерного оружия, которую республика подтверждала практическими действиями. Постпредство при ООН незамедлительно знакомило государства-члены с заявлениями Президента Казахстана и МИД республики по данному вопросу.

В 1993–1996 годах Казахстан в ООН активно участвовал в разработке и принятии Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и одним из первых подписал его в сентябре 1996 года на 51-й сессии ГА ООН. В 1998-м на 53-й сессии Ген­ассамблеи ООН мне было оказано государствами-членами доверие войти в руководство первого Комитета по вопросам разоружения и международной безопасности, и на протяжении почти года я осуществляла функции действую­щего председателя этого главного комитета ГА ООН.

– Какие эпизоды из личной трудовой биографии запомнились вам больше всего?

– Это прежде всего мое первое знакомство с ООН в 1990 году, когда в качестве министра иностранных дел я была включена в состав советской делегации на 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Мне было поручено возглавлять советскую делегацию в Третьем комитете, рассматривавшем социальные, культурные и гуманитарные вопросы повестки дня, где я выступала по трем вопросам – права человека, положение женщин и борьба с наркотиками. Выступала также по вопросам запрещения ядерных испытаний, по проблеме Аральского моря в обсуждении вопросов охраны окружающей среды.

Вместе с министром Эдуардом Шеварднадзе в ходе этой сессии я также представляла СССР на Всемирной встрече в интересах детей. Все это было огромной школой многосторонней дипломатии, которая очень пригодилась впоследствии в работе в качестве первого Постоянного представителя Казахстана при ООН.

Мне памятна работа в качестве заместителя председателя 49-й сессии Генеральной Ассамблеи в 1994–1995 годах, которая дала беспрецедентный и бесценный опыт руководства деятельностью этого главного совещательного органа ООН. Огромный след в памяти оставило и празднование 50-летнего юбилея ООН в Нью-Йорке и Сан-Франциско, городе, где на дипломатической конференции в 1945 году была создана всемирная Организация.

Особое место в моей профессио­нальной биографии занимает трудная работа по продвижению и принятию Генеральной Ассамб­леей ООН в 1997 году специальной резолюции по оказанию международной помощи в реабилитации зоны бывшего полигона в районе Семипалатинска, которая на протяжении почти 20 лет находится в повестке дня ассамблеи.

– Из-за того что работа дип­ломата не всегда на виду, у людей иногда складывается впечатление, что быть послом – это такая синекура…

– Думаю, подобное представление абсолютно устарело. В мировой академической среде уже несколько лет ведутся активные дискуссии на тему об изменении природы и роли дипломатии в современном мире.

Современная дипломатия сталкивается с массой новых вызовов трансграничного характера, а новые информационные технологии даже подвергают сомнению необходимость содержания дипломатических миссий за рубежом. Вместе с тем, оставаясь неизменной по сущности, сегодняшняя дипломатия должна искать и использовать новые формы и методы работы. Повышение роли публичной дипломатии, появление сетевой дипломатии, дипломатии саммитов, необходимость выстраивания отношений с негосударственными участниками международного взаимодействия...

Задач много, и в этом контексте должность посла, став, возможно, менее видной, в то же время стала требовать большей образованности, нового уровня компетентности и профессионализма, умения найти общий язык не только со своими коллегами-дипломатами, но и с гражданским обществом, которое все больше влияет на формирование международной повестки дня. Необходимо подчеркнуть, что современный дипломат, и особенно посол, должен обладать собственной «мягкой силой», то есть умением убеждать и вызывать доверие.

– Большая политика, большая дипломатия – это по большому счету «мужской мир». Представительниц слабого пола в нем и 25 лет назад, и сейчас несравнимо меньше. Как за годы независимости проявили себя на дипломатической службе женщины Казахстана?

– Хотела бы ответить на этот вопрос в контексте ООН. На дип­ломатической конференции по учреждению ООН в Сан-Франциско в 1945 году женщины были включены в качестве делегатов в состав делегаций 8 государств. Среди 160 делегатов, подписавших Устав ООН, были 4 женщины, представлявшие Бразилию, Доминиканскую Рес­публику, Китай и США. Именно они добились включения в Устав ООН положения о равных правах мужчин и женщин, обеспечили гендерную нейтральность языка в тексте Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 году.

В 1992 году я стала четвертой женщиной-послом среди 175 государств – членов ООН, а в 2016 году из 193 дипломатических миссий при ООН 37 возглавляли женщины. Женщины-дипломаты, представляющие разные страны и культуры, вносят неоценимый вклад в различные сферы деятельности ООН, включая достижение равноправия мужчин и женщин, и мне посчастливилось работать и общаться с выдающимися женщинами-дипломатами, истинными профессионалами своего дела.

Я рада, что среди наших шести постпредов при ООН за прошедшие 25 лет были еще две женщины – Мадина Джарбусынова и Бырганым Айтимова, которые внесли большой вклад в укреп­ление нашего сотрудничества с Организацией. Недавно по приглашению МИДа я встречалась с молодыми дипломатами, работающими в министерстве, и мне было приятно видеть среди них много девушек, которые задавали весьма профессиональные вопросы.

Меня, как дипломата, часто спрашивают о том, что нужно делать, чтобы добиться успеха в избранной профессии. Я неизменно отвечаю: для этого существует только один путь – постоянно совершенствоваться, всегда стремиться к познанию нового. Следуя этому пути, удастся добиться уникального сочетания накопленного практического опыта и постоянно приобретае­мых теоретических знаний о дипломатии, которая, на мой взгляд, действительно является искусством и наукой.